Экология: миф и реальность

Значение экологии неизмеримо выросло во второй половине двадцатого века, так как произошло фоновое загрязнение природы промышленными выбросами, отходами и продуктами агрохимии. Вследствие неблагоприятного воздействия на окружающую среду в значительной мере уменьшилось видовое разнообразие как флоры, так и фауны. Безвозвратно исчезают хрупкие индивидуумы животных и растений, многие из них занесены в Красную книгу, так как в природе резко уменьшилось их количество.


Проблемы озера Байкал

В Бурятии 180 предприятий за­грязняют атмосферу ядовитыми примесями, пятая часть их не имеет достаточных очистных сооружений. Вовсе без очистки сливаются стоки Кабанского и Нижнеангарского ры­бозаводов, а в Посольств в пену прибоя поступает практически не­очищенные стоки Баргузинского пищекомбината, Чикойского кожевенного завода, ферм прибрежных хозяйств "Хандалинский", "Шергинский", "Байкало-Кудринский", "Оймурский". .

Только из Иркутско-Черемховской зоны ветрами переносится в Байкал до 70 тысяч тонн загрязнений в год. 40% выбросов в атмосферу осуществляет ТЭЦ Иркутска, остальное приходится на Ангарский нефтехимический завод, завод биовитаминных концентратов (БВК), "Химпром" (Усолье-Сибирское), Иркутский алюминиевый завод, Свирский аккумуляторный завод.

20 июля 1995 года в результате аварии на Ново-Иркутской ТЭЦ про­изошло загрязнение нефтепродук­тами реки Кая, притока реки Иркут в черте Иркутска. На протяжении до двух километров по реке гибла рыба, концентрация нефтепродуктов в воде составила до 94 ПДК.

Процесс самоочищения сибир­ских рек в десять раз ниже, чем ев­ропейских. Это связано с климати­ческими особенностями огромного ареала. Байкалу грозит участь сточ­ной канавы.

Экологическая деградация Байка­ла отражается на здоровье всего жи­вого. Высокая концентрация солей тяжелых металлов, пестицидов, не­традиционных паразитов вызывает болезни у обитателей озера: стрес­сы, дегенерацию, паразитические инфекции, мутагенез у рыб, прежде всего у омуля. Гибнет бентос, эпи-шура, бормаш, сокращается уже му­тирующая популяция пресноводного тюленя. Нарушены трофические связи по цепочке фитозоопланктон -рыба - нерпа. За последние 30 - 35 лет биомасса зоопланктона в Байка­ле уменьшилась в 2,4 раза.

Нужно сохранить для потомков этот уникальный кладезь пресной воды, бесценное земное сокровище, хозяйкой которого является Россия.

Именно такая концепция проекта Федерального закона "Об охране озера Байкал", принятая весной 1995 года в первом чтении Государ­ственной Думой Российской Феде­рации, отражена в его названии. Но существует и другая, диаметрально противоположная концепция закона "О Байкале", отражающая приори­тет хозяйственной деятельности в интересах живущих там людей. Больше года шли непрерывные по­пытки совместить эти две концепции так, чтобы "и волки были сыты, и овцы целы". В итоге оба проекта стали перекликаться друг с другом на 85%. Мнение не совпадало по главному, жизненно важному для Байкала вопросу - вначале ОХРАНА, а потом ИСПОЛЬЗОВАНИЕ или на­оборот.

Если ОХРАНА, то включаются эко­номические стимулы на возрожде­ние утраченного и сохранение уже существующей инфраструктуры этого уникального ареала России и Земли. Если ИСПОЛЬЗОВАНИЕ, то неизбежно перетягивание привиле­гий каждым из четырех субъектов Российской Федерации, населяю­щих этот ареал. Ведь в первом вари­анте закона "О Байкале" была даже статья 33 о сдаче природных ресур­сов Байкала иностранцам в концес­сию, об интенсивном промышлен­ном освоении Байкала.

Байкал болен, находится на грани агонии. Его нужно спасать, а не экс­плуатировать. Байкал - в беде. Беда объединяет. Байкал не должен стать яблоком раздора. Байкал - символ объединения по преодолению общей беды. Логика спасения Бай­кала проста: снять удавку ангарских ГЭС с горла Байкала, закрыть ЦБК и ЦКК, находящиеся в Центральной зоне Байкала, прекратить массиро­ванные рубки леса и начать лесовос-становление, определить критерии традиционного природопользования в этом регионе, перевести хозяйст­венную деятельность Байкальского региона на экологические рельсы, обозначить приоритеты государст­венной политики по социальной ре­абилитации населения, живущего в зоне экологического бедствия.

Перейти на страницу: 9 10 11 12 13 14 15

Интересное по теме

Транспортные проблемы городов и пути их разрешения
Итак, в XX веке на фоне прочих появился новый опасный источник загрязнения атмосферы – тепловые двигатели. Основными проблемами, связанными с вредным влиянием транспорта на окружающую среду в городах, являются пробле­мы транспортного шума ...

Запасы и проблемы пресной воды
20-е столетие характеризуется интенсивным ростом населения Земли, развитием урбанизации. Появились города-гиганты с населением более 10-ти млн. человек. Развитие промышленности, транспорта, энергетики, индустриализация сел ...