В Бурятии 180 предприятий загрязняют атмосферу ядовитыми примесями, пятая часть их не имеет достаточных очистных сооружений. Вовсе без очистки сливаются стоки Кабанского и Нижнеангарского рыбозаводов, а в Посольств в пену прибоя поступает практически неочищенные стоки Баргузинского пищекомбината, Чикойского кожевенного завода, ферм прибрежных хозяйств "Хандалинский", "Шергинский", "Байкало-Кудринский", "Оймурский". .
Только из Иркутско-Черемховской зоны ветрами переносится в Байкал до 70 тысяч тонн загрязнений в год. 40% выбросов в атмосферу осуществляет ТЭЦ Иркутска, остальное приходится на Ангарский нефтехимический завод, завод биовитаминных концентратов (БВК), "Химпром" (Усолье-Сибирское), Иркутский алюминиевый завод, Свирский аккумуляторный завод.
20 июля 1995 года в результате аварии на Ново-Иркутской ТЭЦ произошло загрязнение нефтепродуктами реки Кая, притока реки Иркут в черте Иркутска. На протяжении до двух километров по реке гибла рыба, концентрация нефтепродуктов в воде составила до 94 ПДК.
Процесс самоочищения сибирских рек в десять раз ниже, чем европейских. Это связано с климатическими особенностями огромного ареала. Байкалу грозит участь сточной канавы.
Экологическая деградация Байкала отражается на здоровье всего живого. Высокая концентрация солей тяжелых металлов, пестицидов, нетрадиционных паразитов вызывает болезни у обитателей озера: стрессы, дегенерацию, паразитические инфекции, мутагенез у рыб, прежде всего у омуля. Гибнет бентос, эпи-шура, бормаш, сокращается уже мутирующая популяция пресноводного тюленя. Нарушены трофические связи по цепочке фитозоопланктон -рыба - нерпа. За последние 30 - 35 лет биомасса зоопланктона в Байкале уменьшилась в 2,4 раза.
Нужно сохранить для потомков этот уникальный кладезь пресной воды, бесценное земное сокровище, хозяйкой которого является Россия.
Именно такая концепция проекта Федерального закона "Об охране озера Байкал", принятая весной 1995 года в первом чтении Государственной Думой Российской Федерации, отражена в его названии. Но существует и другая, диаметрально противоположная концепция закона "О Байкале", отражающая приоритет хозяйственной деятельности в интересах живущих там людей. Больше года шли непрерывные попытки совместить эти две концепции так, чтобы "и волки были сыты, и овцы целы". В итоге оба проекта стали перекликаться друг с другом на 85%. Мнение не совпадало по главному, жизненно важному для Байкала вопросу - вначале ОХРАНА, а потом ИСПОЛЬЗОВАНИЕ или наоборот.
Если ОХРАНА, то включаются экономические стимулы на возрождение утраченного и сохранение уже существующей инфраструктуры этого уникального ареала России и Земли. Если ИСПОЛЬЗОВАНИЕ, то неизбежно перетягивание привилегий каждым из четырех субъектов Российской Федерации, населяющих этот ареал. Ведь в первом варианте закона "О Байкале" была даже статья 33 о сдаче природных ресурсов Байкала иностранцам в концессию, об интенсивном промышленном освоении Байкала.
Байкал болен, находится на грани агонии. Его нужно спасать, а не эксплуатировать. Байкал - в беде. Беда объединяет. Байкал не должен стать яблоком раздора. Байкал - символ объединения по преодолению общей беды. Логика спасения Байкала проста: снять удавку ангарских ГЭС с горла Байкала, закрыть ЦБК и ЦКК, находящиеся в Центральной зоне Байкала, прекратить массированные рубки леса и начать лесовос-становление, определить критерии традиционного природопользования в этом регионе, перевести хозяйственную деятельность Байкальского региона на экологические рельсы, обозначить приоритеты государственной политики по социальной реабилитации населения, живущего в зоне экологического бедствия.
Транспортные проблемы городов и пути их разрешения
Итак,
в XX веке на фоне прочих появился новый опасный источник загрязнения атмосферы
– тепловые двигатели. Основными проблемами, связанными с вредным влиянием
транспорта на окружающую среду в городах, являются проблемы транспортного шума
...
Запасы и проблемы пресной воды
20-е столетие
характеризуется интенсивным ростом населения Земли, развитием
урбанизации. Появились города-гиганты с населением более 10-ти млн. человек.
Развитие промышленности, транспорта, энергетики, индустриализация сел ...