Общая система природопользования охватывает три механизма охраны окружающей среды:
1) административно-правовой, включающий систему ограничений (норм, запретов, санкций) природопользования;
2) планово-экономический – выбор оптимального варианта из возможных вариантов многоцелевого природопользования;
3) механизм платного природопользования, в основе которого лежит принцип компенсирования потерь при природопользовании.
Технология рационального рекреационного природопользования, имеющая задачу охраны природно-территориальных комплексов, означает такие принципы и методы территориальной организации рекреационных территорий, при которых достигается максимальное соответствие рекреационных ресурсов рекреационным потребностям.
Плодотворными методами регулирования рекреационных нагрузок выступают рекреационное районирование и зонирование
, при которых рекреационное освоение регулируется в соответствии с принятым режимом отдельных районов и зон. Для каждого района или зоны принимается свой уровень интенсивности рекреационного использования, который зависит от их рекреационной ценности, устойчивости природного комплекса и ряда факторов неприродного характера. К ним относятся, прежде всего, специфика тех или иных видов и форм рекреационной деятельности, характер требований предъявляемых ими к природе, пространственно-временные закономерности распределения рекреантов в рекреационных районах.
Еще более сложной проблемой является зависимость между уровнем освоенности и реакцией людей на эту освоенность. Чрезмерная насыщенность территории оборудованием и рекреантами изменяет красоту ландшафта, нарушает необходимое равновесие «природа – человек», что легко может привести рекреационный район к самоуничтожению.
В связи со всем сказанным выше, чрезвычайно важным считаем проведение природоохранных мероприятий и многоаспектной природоохранной работы.
Природоохранная работа в туризме – обязательная целенаправленная деятельность туристско-экскурсионных предприятий в области экологического воспитания, охраны объектов ландшафта, их рекультивации и восстановления с использованием специфических средств и методов туризма и экскурсий. |
По целям проведения можно выделить три типа природоохранных мероприятий
: учебно-воспитательные, конструктивные и организационные.
Учебно-воспитательные мероприятия
– массово-разъяснительная и пропагандистская работа, воспитание и приобретение через туризм и экскурсии природоохранных знаний, навыков и умений. В комплексе учебно-воспитательных мероприятий выделяется 4 вида: информационные, учебные, воспитательные и пропагандистские.
Конструктивные мероприятиявключают три подтипа, направленных на непосредственную охрану природы, ее восстановление и развитие ресурсной базы.
К организационным мероприятиям
относятся планирование, управление, технология, контроль, подготовка кадров, формирование актива, методика, научно-исследовательская работа в области охраны природы.
Природоохранную работу в туризме можно также классифицировать по субъекту; объекту (видам природных ресурсов, регионам, конкретным объектам природы); временным показателям; степени сложности; материально-техническому, методическому и кадровому обеспечению.
Экологические проблемы в связи с загрязнением почв
В
настоящее время проблема взаимодействия человеческого общества с природой
приобрела особую остроту. Становится бесспорным, что решение проблемы
сохранения качества жизни человека немыслимо без определенного осмысления
современных эколог ...
Загрязнение вод и нарушение режима стока
Вода - самое распространенное
неорганическое соединение на нашей планете. Вода - основа всех жизненных
процессов, единственный источник кислорода в главном движущем процессе на Земле
- фотосинтезе. Вода присутствует во всей биосфер ...