Доля отработавших газов автомобилей в загрязнении атмосферного воздуха больших городов изменяется в зависимости от времени и пропорциональна интенсивности движения транспортных средств. Минимальная концентрация вредных веществ наблюдается в ночные часы, когда их содержание в воздухе в несколько раз меньше, чем днем. Максимальная концентрация отмечается в часы пик. Атмосфера улиц самоочищается в результате проветривания. При одной и той же интенсивности движения большее загрязнение воздуха наблюдается в районах, плотно застроенных высокими зданиями, и вдоль дорог с узкой проезжей частью.
· Воздействие топлив и отработавших газов на организм человека.
Определенная в результате исследований концентрация вредных веществ в атмосферном воздухе значительно превышает предельно допустимую концентрацию отдельных компонентов (приложение, таблица 3). Это свидетельствует о том, что во многих странах степень загрязнения воздуха является значительной и опасной для здоровья жителей.
Допустимые среднесуточные величины концентрации токсичных компонентов в атмосферном воздухе на примере Польши, мг/м3:
Окислы азота . 0,2
Бензол 0,3
Бензин 0,5
Окислы углерода 1,0
Свинец и его соединения 0,001
Тетраэтилсвинец . 0,0002
Бензпирен 0,00005
Опасность для здоровья людей токсичных выбросов транспортных средств можно определить двумя способами. Один из них прост, но весьма неточен. Он заключается в определении концентрации или содержания отдельных компонентов отработавших газов в атмосферном воздухе и сопоставлении полученных результатов с предельно допустимыми концентрациями вредных соединений в воздухе. Более трудным является способ, состоящий в непосредственном прослеживании за влиянием загрязненного отработавшими газами воздуха на здоровье человека.
Предельные концентрации вредных или токсичных компонентов в воздухе (приложение, таблица 4) устанавливаются в качестве гигиенических норм, т.е. с точки зрения непосредственной охраны здоровья человека. Однако не следует забывать о большом вреде для здоровья человека длительного воздействия малых концентраций вредных веществ и общего воздействия нескольких токсичных компонентов. Точно определить степень и диапазон вредного воздействия загрязненного воздуха на здоровье людей весьма сложно, тем более что в разных условиях они часто бывают различными.
Исследованиями было установлено, что причиной многих раздражений и заболеваний служат вредные выбросы автомобильных двигателей. Наблюдения показывают, что такие раздражения возникают только при солнечной безветренной погоде и что при других условиях даже относительно большая концентрация отработавших газов в воздухе не вызывает сильного раздражения. Под воздействием солнечных лучей, главным образом ультрафиолетового излучения, происходят фотохимические реакции с участием некоторых компонентов отработавших газов, в результате чего образуются вещества, сильно раздражающие слизистую оболочку.
В таких реакциях наряду с различными углеводородами и другими органическими соединениями участвуют и окислы азота. В результате фотохимических процессов образуются озон и соединения, обладающие сильными оксидирующими свойствами. Данные соединения даже в очень малых количествах оказывают сильное токсичное воздействие на организм человека.
Изучены также последствия воздействия на организм человека отдельных компонентов токсичных выбросов. Особенно опасными для здоровья человека являются окись углерода и окислы азота. Окись углерода вызывает торможение функций активных центров образования гемоглобина, вследствие чего нарушаются окислительные процессы в организме, что может привести к смерти.
При отравлении окисью углерода на первой стадии обычно появляются головные боли, сердцебиение, удушье, боли в животе и рвота. На второй стадии отравления возникает сонливость, приводящая, как правило, к потере сознания.
Особое внимание следует обратить на явление хронического отравления небольшими дозами окиси углерода, которое может происходить при объемной концентрации СО, равной 0,01%. Отравлению такого рода подвержены водители, работники службы движения и пешеходы в больших городах. Хроническое отравление выражается в появлении головных болей, шума в ушах, затрудненного дыхания, общей депрессии и понижении жизненного тонуса.
Окись углерода при концентрации ее в воздухе порядка 1500 .2000 частиц на миллион может явиться причиной смерти. Около 95% окиси углерода, вдыхаемой пешеходами, попадает в воздух с отработавшими газами автомобилей.
Окислы азота в соединении с водяными парами образуют азотную кислоту, которая разрушает легочную ткань, что приводит к хроническим заболеваниям. Двуокись азота раздражает слизистую оболочку, глаза, легкие и вызывает необратимые изменения в сердечнососудистой системе. Воздействие окислов азота нельзя ослабить никакими нейтрализующими средствами. После удаления пострадавшего из отравленной зоны симптомы отравления могут усилиться вплоть до появления состояния, угрожающего жизни.
Байкал как рифтовая зона
В пределах данной
работы предпринята попытка рассмотреть озеро Байкал, а точнее Байкальский
регион, как район рифтовой зоны. В истории изучения как Байкальской горной
системы, так и самого озера Байкал было много исследователей и ученых, к ...
Пыльный котёл
Пыльный котёл,
Пыльная чаша (англ. Dust Bowl) — серия катастрофических пыльных бурь,
происходивших в прериях США и Канады между 1930 и 1936 годами (в отдельных
регионах до 1940 года). Вызвана сочетанием антропогенных (экстенсивное ведение
...