· Масштаб проблемы.
Интенсивное развитие автомобилизации во всем мире после второй мировой войны способствовало значительному по своим последствиям загрязнению воздуха отработавшими газами, особенно опасному в городских и промышленных центрах, а также на территориях прохождения путей сообщения. В настоящее время автомобильный транспорт оказывает значительное влияние на формирование санитарных условий крупных городов и населенных пунктов. Опасность воздействия отработавших газов автомобилей увеличивается вследствие того, что вредные компоненты этих газов выбрасываются непосредственно в атмосферу, окружающую людей, на заселенных территориях, где естественный обмен воздуха ограничен вследствие плотной застройки.
В странах с высокоразвитой промышленностью и высоким уровнем автомобилизации проблема защиты атмосферного воздуха от токсичных выбросов выросла до уровня неотложных социальных проблем. Автомобильный транспорт наряду с промышленностью является главным виновником значительного загрязнения атмосферы.
О масштабах и степени загрязнения окружающей среды на земном шаре свидетельствует тот факт, что в настоящее время по дорогам мира движутся около 300 млн. автомобилей, которые потребляют около 3,5 млрд. кг топлива на каждые 100 км пробега. По теоретическим расчетам для сгорания 1 кг бензина необходимо 14,6 .14,8 кг воздуха. Это значит, что в двигателе для сгорания 1 кг топлива в течение часа расходуется около 200 л кислорода, т. е. в среднем примерно в 2,5 раза больше, чем в течение суток вдыхает человек.
При оценке последствий загрязнения воздуха на территории различных городов и районов следует учитывать не только степень промышленного развития и развития автомобильного транспорта, но также степень концентрации промышленных предприятий, географические и климатические условия, степень инсоляции (освещения солнечным светом), а также вопросы организации движения автомобильного транспорта.
С точки зрения масштаба и степени вредности отработавших газов автомобилей целесообразно рассмотреть состояние, сложившееся в этой области в США, где в результате бурного развития индивидуального автотранспорта данная проблема приобрела особенно острый характер (приложение, таблица 1).
В США при существующих условиях эксплуатации каждый автомобиль в течение года в среднем выделяет 800 кг окиси углерода, 115 кг углеводородов и 38 кг окислов азота.
Состояние загрязнения атмосферного воздуха отработавшими газами автомобилей в странах Европы можно проиллюстрировать на примере Бельгии. Площадь Бельгии составляет 30 500 км2, население — 9,557,000 чел, а количество зарегистрированных автомобилей — 1,673,000, в том числе 1,436,700 легковых. Среднегодовой прирост автомобилей составлял около 8%, а легковых — около 10%. Общая протяженность дорог составляет около 54 тыс. км. На 1 км дорог приходится 31 автомобиль, на 1 автомобиль— 6 чел и на 1 км2 площади — 313 жителей и 55 автомобилей. За рассматриваемый период в Бельгии израсходовано 1,532,342 т бензина и 660,000 т дизельного топлива. В среднем расход топлива на 1 жителя составил около 230 кг. Если концентрация окиси углерода в отработавших газах в среднем составляет 4,43%, то при сгорании в двигателе 1 кг топлива выделяется 446 г СО и около 16 г окислов азота. Приведенные данные отчетливо характеризуют состояние загрязнения атмосферы в Бельгии. Незначительно отличаются аналогичные статистические данные в других европейских странах.
В общем загрязнении атмосферного воздуха токсичными выбросами доля двигателей с искровым зажиганием составляет 96,2%, а доля дизельных двигателей — 3,8%. Относительно малая доля дизельных двигателей в общем загрязнении объясняется тем, что выбросы этих двигателей характеризуются значительно меньшей концентрацией токсичных компонентов, а также тем фактом, что доля дизельных автомобилей в общем автомобильном парке относительно невелика. Однако необходимо учитывать, что их количество будет возрастать, так как в настоящее время наблюдается все более широкое использование дизельных двигателей в качестве силовых установок для различного вида транспортных средств.
Отработавшие газы не являются единственным источником загрязнения воздуха, связанным с работой автомобилей (приложение, таблица 2). Доля этих газов при этом составляет 65%, а доля газов, выделяемых из картера двигателя — 20%, доля углеводородов, образующихся в карбюраторе, — 9% и в топливном баке — 6%.
Долю моторизации в загрязнении атмосферного воздуха в различных режимах нельзя определить однозначно. В разных странах отдельные источники энергии и отрасли хозяйства оказывают неодинаковое влияние на загрязнение атмосферы. Об этом свидетельствуют и данные зарубежных источников.
Воздействие целлюлозно-бумажной промышленности на окружающую среду. Природосберегающие технологии
Целлюлозно-бумажная промышленность относится к
ведущим отраслям народного хозяйства, так как Россия располагает огромными
лесосырьевыми ресурсами. Кроме того велика потребность в продукции этой отрасли,
как в России, так и за рубежом, и эт ...
Последствия ядерных взрывов и аварий на АЭС
В
1894 г. Робер Сесил, бывший премьер-министр Великобритании, в своем обращении к
Британской ассоциации содействия научному прогрессу, перечисляя нерешенные
проблемы науки остановился на задаче: что же действительно представляет собой
ато ...