Города изменяют экологическую ситуацию не только внутри собственных границ. Зоны влияния городов простираются на десятки километров, а крупных промышленных агломерацией - на сотни, например Среднеуральской - на 300 км. Кемеровской и Московской - на 200, Тульской - на 120 км. Свыше 90% аварийных разливов нефти вызывают сильные и во многом необратимые повреждения природных комплексов.
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР
По отношению к уровню 1995 г. общий объем лесовосстановления в целом по России снизился на 344 тыс. га. В Прикаспийском регионе сохраняется реальная угроза распространения процесса опустынивания, особенно на территории Калмыкии, в Ставропольском крае и Ростовской области. Не решаются проблемы сохранения растительности тундры, занимающей около трети территории Российской Федерации. В городах уровень обеспеченности зелеными насаждениями на душу населения не соответствует принятым нормам.
В 1997 г. перечень животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, увеличился в 1,6 раза.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДР
В горнодобывающем секторе природоохранные мероприятия практически не финансируются. На нефтяных промыслах в 1996 г. произошло более 35 тыс. аварий, связанных с нарушением герметичности трубопроводных систем. Снижение надежности и рост аварийности трубопроводных систем через 3-4 года могут приобрести обвальный характер.
Существующие экономические механизмы охраны природы оказываются неэффективными в первую очередь потому, что не создают действенных стимулов применения ресурсо- и энергосберегающих технологий и не обеспечивают получения достаточных средств от платежей за выбросы и сбросы, размещение отходов и использование природных ресурсов для финансирования природоохранной деятельности в требуемых масштабах.
Сравнение российской экономики природопользования с тем, что сложилось в странах с давно развившейся рыночной экономикой, приводит к заключению об искусственном занижении в России стоимости природных ресурсов. Стоимость кубометра древесины на корню в России во много раз ниже, чем в Скандинавии или Северной Америке. То же самое оказывается справедливым для газа, нефти, рыбы, угля, руд и т.д.
Реализуемые в России платежи за природопользование не базируются на реальной экономической оценке природных ресурсов, объектов и воздействий. Пока государство не обеспечивает важнейшей функции собственника природных ресурсов, не присваивая доход от использования принадлежащих ему природных ресурсов. Более того, занижение стоимости природных ресурсов выгодно армии фирм и контор, не производящих, а лишь перепродающих природные ресурсы и забирающих при этом непропорционально большую долю прибыли.
Основным стратегическим приоритетом, который позволит решить многие проблемы охраны природы России, оказывается повышение реальной стоимости природных ресурсов. В конечной продукции стоимость самого природного ресурса (древесины, газа, нефти, рыбы, металла и др.) должна составлять не несколько процентов (как сейчас), а несколько десятков процентов (как во всем мире) - в этом заключается стратегическое и долгосрочное решение если не всех, то большинства экологических проблем России.
Экология антропогенных зон
Каждый
крупный регион, представляющий собой территорию с определенными природными
условиями и конкретным типом хозяйственного освоения, заслуживает особого
рассмотрения с экологической точки зрения. Важность регионального
экологичес ...
Рекультивация почв загрязненных нефтегазовыми выбросами
Нефть и нефтепродукты,
поступая в окружающую среду, оказывают негативное влияния на природные
компоненты экосистемы. Они являются постоянным источником канцерогенного и
мутагенного загрязнения. Поэтому проведение рекультивационных работ яв ...