Субъект преступлений – лицо, достигшее 16 лет, обязанное соблюдать ветеринарные правила, как частное, так и должностное.
Следующим рассматриваемым составом является нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257 УК РФ).
Статья представляет собой измененную существенным образом редакцию ст. 165 УК РСФСР «Производство лесосплава или взрывных работ с нарушением правил охраны рыбных запасов». Принятые законодателем изменения заключаются, во-первых, в установлении уголовной ответственности за нарушение правил охраны рыбных запасов при выполнении различного рода производственных процессов – строительстве сооружений на водных объектах, транспортировке древесины и другой лесной продукции с лесосек, а не только за производство лесосплава как специфического процесса, осуществление иных работ, пользование гидротехническими сооружениями; во-вторых, в преобразовании формального состава в материальный путем указания в законе на обязательность наступления преступных последствий; в-третьих, в перечислении элементов предмета преступного посягательства: рыбные запасы, рыба, другие водные животные, кормовые запасы; в-четвертых, в существенном усилении наказания за содеянное преступление путем увеличения размеров штрафа, сроков исправительных работ и введение санкций, не предусматривающихся ст. 165 УК РСФСР. Даже само изменение названия статьи указывает о смещении акцента на экологические преступления.
Эти изменения привели к расширению сферы действия уголовно-правового запрета: теперь он охватывает более широкий круг деятельности производственного характера – лесопользование, строительство, водопользование и другие виды работ, осуществляемые на водных объектах и в непосредственной близости от них.
Таким образом, целью рассматриваемой статьи является охрана рыбных запасов (рыб и других водных животных, среды их обитания) при осуществлении хозяйственной деятельности, связанной с использованием водными объектами и воздействием на них.
В статье сформировано несколько основных материальных составов преступлений, различающихся между собой по содержанию деяния, предмету и преступным последствиям, но совпадающей по субъективной стороне и объединенных между собой общим признаком нарушения правил охраны рыбных запасов. Ее составы: производство лесосплава с нарушением правил охраны рыбных запасов, повлекшее массовую гибель рыбы или указанные в статье последствия; транспортировка древесины и другой лесной продукции с нарушением правил охраны рыбных запасов, повлекшая массовую гибель рыбы и др.; строительство мостов и дамб; осуществление взрывных работ с нарушением правил охраны рыбных запасов, повлекшим указанные последствия.
Составы, перечисленные в ст. 257 УК РФ, являются основанием уголовной ответственности при наличии всех признаков состава преступления в деянии лица, если они совершены во внутренних водоемах РФ или в прилегающих (прибрежных морских районах), то есть там, где возможно проведение предусмотренной в диспозиции нормы деятельности. Задача охраны рыбных запасов в этих акваториях является чрезвычайно важной, а общественная опасность данных преступлений – высокой. Хотя в последние годы промысел рыбы переместился в исключительную экологическую зону РФ, а добыча во внутренних водоемах России составляет всего 6%, включая товарное рыбоводство, следует учитывать, что и с экологической, и с экономической точек зрения охрана мигрирующих видов рыб и среды их обитания остается важной. Негативными факторами, влияющими на сохранение рыбных запасов, являются, в первую очередь, загрязнение водных объектов, браконьерство (в отношении ценных пород рыб), нарушение квот и условий лицензий на промышленную добычу, ведение хозяйственной деятельности с нарушением правил охраны водных биоресурсов.
Правовое регулирование в данной области, как и весь комплекс экологических норм, является сложным по своей структуре. Общие нормы содержатся в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды», Федеральном законе «О животном мире», в Водном кодексе РФ. Специальные нормы содержатся в постановлениях Правительства РФ, например, от 13 августа 1996 г. № 997 «Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи»[15] и др. Значителен объем ведомственных нормативных актов, принятых органами рыбоохраны, охраны окружающей среды, санэпиднадзора и регулирующих охрану водных биоресурсов и среды их обитания. Сюда же относятся стандарты и нормативы, установленные Госстроем и другими ведомствами для регулирования правил ведения отдельных видов работ, например, «Инструкция о порядке осуществления контроля за эффективностью рыбозащитных устройств и проведения наблюдений за гибелью рыбы на водозаборных сооружениях», утвержденная приказом Роскомрыболовства РФ от 7 апреля 1995г. № 53.[16]
Родовым объектом преступлений, предусмотренных ст. 257 УК РФ, являются общественные отношения в области охраны рыбных запасов и их среды обитания, непосредственным – общественные отношения, складывающиеся в области охраны рыбных запасов и других водных биоресурсов, среды их обитания при осуществлении хозяйственной деятельности.
Планета взывает о помощи
Почему я выбрала эту тему? Так как на
моих глазах происходят страшные процессы: ежедневно по радио, телевидению, из
газет узнаю, как много рождается больных младенцев, появляются новые страшные
болезни, укорачивается жизнь не только людей ...
Мониторинг загрязнения водной среды реки Херота с помощью методов биоиндикации
Дипломная
работа содержит 52 страницы, 2 рисунка, 2 таблицы. При ее выполнении было
использовано 8 литературных источников.
Ключевые
слова: Херота, биоиндикация, биотестирование, церидодафния, динамика загрязнения,
антропогенная нагр ...