Существует два подхода к изучению психологических и физиологических характеристик трудовой деятельности: "косвенный", основанный на регистрации изменений в организме человека, возникающих вследствие выполнения им работы, и "прямой", основанный на выявлении психических и физиологических процессов, составляющих содержания деятельности. Полная картина структуры деятельности может быть получена только путем сочетания "прямого" и "косвенного" способов получения информации о трудовом процессе. К ним относятся:
1) извлечение информации из документов (инструкции по эксплуатации техники, нормативов оценки уровня квалификации специалистов и т.п.;
2) инженерно - психологическое обследование ЭС (оборудования, устройства рабочего места, кода информации, взаимосвязей между специалистами и т.п.).;
3) наблюдение за ходом трудового процесса и поведением специалиста.;
4) беседа со специалистами.;
5) самоотчет в процессе деятельности;
6) анкетирование и экспертная оценка;
7) объективная регистрация и измерение составляющих трудового процесса (киносъемка направление взора и показаний приборов, запись движений органами управления и измерением силы воздействия, магнитофонная регистрация команд и т.п.);
8) анализ ошибок, допускаемых в работе;
9) объективная регистрация и измерение показателей факторов среды;
10) эксперимент.
Извлечение информации из документов.
С точки зрения психофизиологического анализа деятельности документы можно разделить на три группы: 1) характеризующие содержание и организацию трудовой деятельности, устройство системы управления, особенности среды; 2) отражающие итоги деятельности; 3) характеризующие личностные особенности специалистов.
Г р у п п а 1 включает описания объектов техники, содержащиеся в эскизных, технических проектах и других подобных документов, наставления, руководство и инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию и т.п.
Изучение этих документов дает возможность, прежде всего, ознакомится со структурой и техническими особенностями ЭС, с существом профессиональной деятельности, устройством рабочего места, организации взаимодействия между специалистами и специалистом и техническим устройством.
Затем выделяется наиболее важные и сложные операции (связанные с дефицитом времени, аварийными ситуациями и т.п.) разных подуровней и ориентировочно оценивается психофизиологическая сущность выполнения их специалистами. Уже на основании инструкций можно составить отдельные операционные схемы деятельности.
Из этих документов можно также получать информацию о режимах труда и отдыха и динамики показателей факторов среды. Нормативные документы дают возможность приблизительно оценить степень специфической напряженности выполнения деятельности (по требуемой скорости работы, точности выполнения операций и т.п.).
Г р у п п а 2 включает журналы и ведомости учета выпущенной продукции, отработки технологических задач, производственно - экономические отчетные документы, медицинские книжки и т.п.
Этот материал является одним из источников получения данных для анализа производительности труда, брака и ошибок в работе специалистов, заболеваемости и травматизма. Кроме того, он может дать информацию для оценки личностных качеств и уровня профессионального мастерства конкретных лиц.
Г р у п п а 3 включает служебные и медицинские характеристики представления для назначения на должность, летные, водолазные книжки и т.п.
Пыльный котёл
Пыльный котёл,
Пыльная чаша (англ. Dust Bowl) — серия катастрофических пыльных бурь,
происходивших в прериях США и Канады между 1930 и 1936 годами (в отдельных
регионах до 1940 года). Вызвана сочетанием антропогенных (экстенсивное ведение
...
Воздействие промышленности Пермской области на окружающую среду
Развитие промышленности Российской Федерации, и
Пермской области в том числе, влечет за собой увеличение негативного
воздействия её на окружающую среду, даже с учетом значительного спада в работе
предприятий в последнее десятилетие.
...