Следующий фактор воздействия войн на природу - перемеще- ние значительных масс людей, снаряжения и вооружения. Особенно сильно это стало проявляться лишь в XX веке, когда ноги миллио- нов солдат, колеса и в особенности гусеницы десятков тысяч машин стали стирать в пыль землю, а их шумы и отходы загрязнять мес- тность на много километров вокруг (причем еще и на широком фрон- те, т.е. фактически сплошной полосой). Но и в древности прохоже особенно большой, не оставалось для природы незаметным. Геродот пишет, что армия Ксеркса, придя в Грецию, досуха выпивала реки и озера, и это в стране, которая и так нередко страдает от не пер- сидская армия привела огромное количество скота, который вытапты- вал и поедал всю зелень, что особенно вредно в горах. Плюс к это- му персам были нужны не только вода и корм для скота, но и тоже бралось у природы.
И все же наибольший ущерб природе был нанесен в войнах XX века, что вполне естественно. Два важнейших обстоятельства, пре- допределивших это - новые мощные снаряды и двигатели. Сначала о снарядах. Во-первых, силу новых снарядов пре- допределило то, что новые типы взрывчатых веществ давали взрывы гораздо большей мощности, чем черный порох - мощнее раз в 20, а то и более. Во-вторых, изменились орудия - они стали посылать снаряды под гораздо большими углами, так что снаряды и падали на землю под большим углом и глубоко проникали в почву. В-третьих, главным в прогрессе артиллерии стало увеличение дальности стрельбы. Дальнобойность орудий увеличилась настолько, что они стали вести стрельбу за горизонт, по невидимой цели. Вкупе с неизбежным увеличением рассеяния снарядов это привело к стрельбе не по целям, а по площадям.
В связи с изменением боевых порядков войск на смену раз- рывным бомбам гладкоствольных орудий пришли шрапнель и гранаты (и артиллерийские, и ручные, и винтовочные и т. д.). Да и обычные фугасы дают много осколков - это еще один поражающий фактор, по- ражающий как врага, так и природу.
К артиллерийским орудиям прибавилась и авиация: бомбы то- же имеют большое рассеяние и проникают глубоко в грунт, даже глубже, чем снаряды такого же веса. При этом заряд бомб намного больше, чем в артснарядах. Помимо разрушения почв и уничтожения животных непосредственно взрывами и осколками снарядов (в широ- ком смысле этого слова), новые боеприпасы вызывают лесные и степ- ные пожары. К всему этому необходимо добавить такие виды загряз- нений, как то: акустическое; химическое загрязнение, как продук- тами взрыва (а все без исключения современные взрывчатые вещес- тва дают при сгорании, т. е. при взрыве, большое количество ядо- витых газов) и пороховыми газами (которые также являются взрывча- тыми веществами), так и продуктами горения, вызванного взрывами. Другой класс негативных воздействий на окружающую среду связан с применением двигателей. Первые двигатели - ими были па- ровые машины - не наносили особого ущерба, если, конечно, не счи- тать выбрасываемое ими огромное количество сажи. Но в конце XIX века на смену им пришли турбины и двигатели внутреннего сгорания, работающие на нефти. Первые военные двигатели вообще и нефтяные в частности появились на флоте. И если вред от паровых машин, на угле, ограничивался копотью да выброшенными в море шлаками, спо- койно лежащими на дне, то нефтяные двигатели не только не уменьшили копоть, но и сделали ее более вредной, а попадающая в море не как уголь. На суше вред от моторов в принципе ограничил- ся лишь выхлопами да небольшими (по сравнению с морем) пятнами залитой бензонефтепродуктами земли. Другое дело, что на земле ра- ны, и подчас долго не заживающие, оставляют машины, этими мотора- ми движимые.
Но это еще полбеды. Вышеперечисленные загрязнения не яв- ляются специфически военными, это характерно для всех судов. Но главной особенностью военных кораблей в частности и войны на мо- ре вообще является гибель судов. И если деревянные корабли парус- ной эпохи, идя ко дну, оставляли после себя на поверхности лишь несколько центнеров (или тонн, что не слишком отличается по пос- ледствиям) щепок и спокойно гнили на дне, давая пищу моллюска то новые корабли оставляют огромные пятна нефти на поверхности и травят придонную фауну массой ядовитых синтетических веществ и свинцесодержащими красками. Так, в мае 1941 года английский флот Бисмарк ; потопить его удалось лишь после того, как английский линкор Prince of Wales пробил Бисмарку топливную цистерну, иначе рейдер затерялся бы в просторах Атлантики. В море при этом выли- лось около 2000 тонн мазута. После потопления Бисмарка, вылилось, понятно, и остальное топливо - еще несколько тысяч тонн. Только за время II Мировой войны было потоплено более 10 тыс. кораблей и судов. Большая их часть имела нефтяное отопление. К этому надо добавить еще и то, что как в мирное, так и в военное время огромные танкеры возят по морю нефть и нефтепродук- ты. И если в мирное время им грозит не большая опасность, чем ос- тальным кораблям, то в военное время их топят в первую очередь, ибо без горючего самая грозная техника превращается в металлолом. Танкеры - самая главная цель всех видов оружия на море во II Ми- ровой. В добавок к этому война на море имеет еще одну специфи- ческую опасность для всего живого, связанную с особенностями вод- ной среды. Любая современная война использует силу взрыва различ- ных веществ. Их основная задача - придание большой скорости сна- рядам (от ракет и артснарядов до их осколков и пуль) или созда- ние взрывной волны. Но на суше последний поражающий фактор яв- ляется, в общем, второстепенным, т. к. взрывная волна в воздухе, нестоль уж сильна из-за малой плотности воздуха, а во-вторых из-за того, что она быстро затухает. Зато в воде ударная волна обладает сокрушительной силой.
Лазовский заповедник
Береговая линия Сихотэ-Алиня, почти
на всём протяжении простая, слабоизрезанная, на юге Приморского края
усложняется. Контур южной оконечности горной страны выглядит на карте как
бы зазубренными. К морю здесь выходят широкие продольны ...
Экологические проблемы озер в России
Вода – один из главных источников жизни на земле.
Экологическая проблема озер России – очень сложная проблема. В своем реферате я
хочу показать всю сложность этой проблемы и попытаться найти какие-нибудь пути
решения.
...