Экология: миф и реальность

Значение экологии неизмеримо выросло во второй половине двадцатого века, так как произошло фоновое загрязнение природы промышленными выбросами, отходами и продуктами агрохимии. Вследствие неблагоприятного воздействия на окружающую среду в значительной мере уменьшилось видовое разнообразие как флоры, так и фауны. Безвозвратно исчезают хрупкие индивидуумы животных и растений, многие из них занесены в Красную книгу, так как в природе резко уменьшилось их количество.


Использование солнечной энергии

Интересно, что древними инже­нерами подсказана и другая идея концентрации солнечных лучей — с помощью зеркал. Великий Архи­мед оставил нам трактат «О за­жигательных зеркалах». С его име­нем связана поэтическая легенда, рассказанная византийским поэтом Цецесом.

Во время Пунических войн род­ной город Архимеда Сиракузы был осажден римскими кораблями. Ко­мандующий флотом Марцелл не сомневался в легкой победе — ведь его войско было намного сильнее защитников города. Одного не учел заносчивый флотоводец — в борьбу с римлянами вступил великий инже­нер. Он придумал грозные боевые машины, построил метательные орудия, которые осыпали римские корабли градом камней или увесис­той балкой пробивали дно. Другие машины крючковатым краном под­нимали суда за нос и разбивали их о прибрежные скалы. А однажды римляне с изумлением увидели, что место воинов на стене осажденного города заняли женщины с зерка­лами в руках. По команде Архи­меда они направили солнечные зай­чики на одно судно, в одну точку. Через короткое время на судне вспыхнул пожар. Та же участь постигла еще несколько кораблей на­падавших, пока они в растерянности не бежали подальше, за пределы досягаемости грозного оружия.

Долгие века эта история счи­талась красивым вымыслом. Однако некоторые современные исследова­тели истории техники провели рас­четы, из которых следует, что зажи­гательные зеркала Архимеда в принципе могли существовать.

Солнечные коллекторы

Использовали наши предки сол­нечную энергию и в более проза­ических целях. В Древней Греции и в Древнем Риме основной массив лесов был хищнически вырублен для строительства зданий и судов. Дрова для отопления почти не ис­пользовались. Для обогрева жилых домов и оранжерей активно исполь­зовалась солнечная энергия. Архи­текторы старались строить дома так, чтобы в зимнее время на них падало бы как можно больше сол­нечных лучей. Древнегреческий драматург Эсхил писал, что цивили­зованные народы тем и отличаются от варваров, что их дома «обра­щены лицом к солнцу». Римский писатель Плиний Младший указы­вал, что его дом, расположенный севернее Рима, «собирал и увели­чивал тепло солнца за счет того, что его окна располагались так, чтобы улавливать лучи низкого зим­него солнца».

Раскопки древнего греческого го­рода Олинфа показали, что весь город и его дома были спроекти­рованы по единому плану и рас­полагались так, чтобы зимой можно было поймать как можно боль­ше солнечных лучей, а летом, на­оборот, избегать их. Жилые комна­ты обязательно располагались ок­нами к солнцу, а сами дома имели два этажа: один—для лета, дру­гой—для зимы. В Олинфе, как и позже в Древнем Риме, запреща­лось ставить дома так, чтобы они заслоняли от солнца дома сосе­дей,—урок этики для сегодняш­них создателей небоскребов!

Кажущаяся простота получения тепла при концентрации солнечных лучей не однажды порождала не­оправданный оптимизм. Немногим более ста лет назад, в 1882 году, русский журнал «Техник» опубли­ковал заметку об использовании солнечной энергии в паровом дви­гателе: «Инсолатором назван паровой двигатель, котел которого на­гревается при помощи солнечных лучей, собираемых для этой цели особо устроенным отражательным зеркалом. Английский ученый Джон Тиндаль применил подобные кони­ческие зеркала очень большого диаметра при исследовании тепло­ты лунных лучей. Французский про­фессор А.-Б. Мушо воспользовался идеей Тиндаля, применив ее к сол­нечным лучам, и получил жар, до­статочный для образования пара. Изобретение, усовершенствованное инженером Пифом, было доведено им до такого совершенства, что во­прос о пользовании солнечной теп­лотой может считаться оконча­тельно решенным в положитель­ном смысле».

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Интересное по теме

Загрязнение атмосферы передвижными транспортными средствами
Наибольшее загрязнение атмосферного воздуха поступают от энергетических установок, работающих на углеводородном топливе (бензин, керосин, дизельное топливо, мазут, уголь, природный газ и другие). Количество загрязнения определяется состав ...

Проблемы экологии на предприятии ОАО Сибур-Волжский
По-гречески «экос» - «дом», «логос» - «наука». Экология – наука о доме, о месте жительства. Вся Земля является домом для существ, на ней живущих. Революцией во взаимоотношениях человека и природы стало развитие промышленности. Современ ...