Экология: миф и реальность

Значение экологии неизмеримо выросло во второй половине двадцатого века, так как произошло фоновое загрязнение природы промышленными выбросами, отходами и продуктами агрохимии. Вследствие неблагоприятного воздействия на окружающую среду в значительной мере уменьшилось видовое разнообразие как флоры, так и фауны. Безвозвратно исчезают хрупкие индивидуумы животных и растений, многие из них занесены в Красную книгу, так как в природе резко уменьшилось их количество.


Зарождение и развитие эволюционной идеи.

Первые проблески эволюционной мысли зарождаются в недрах диалектической натурфило­софии античного времени, рассматривавшей мир в бесконечном движении, постоянном са­мообновлении на основе всеобщей связи и взаимодействия явлений и борьбы противопо­ложностей.

Выразителем стихийного диалектического взгляда на природу был Гераклид, эфес­ский мыслитель (около 530-470 гг до н. э.) его высказывания о том, что в природе все течет все изменяется в результате взаимопревращений первоэлементов космоса - огня, воды, воздуха, земли, содержали в зародыше идею всеобщего, не имеющего начала и конца развития мате­рии.

Крупнейшие представители ионийской школы философов - Фалес из Милета счи­тал, что все возникло из первичного материала - воды в ходе естественного развития. Анакси­мандр исходил из того, что жизнь возникла из воды и земли под действием тепла. Согласно Анаксимену основным элементом является воздух, способный разрежаться и уплотняться, и этим процессом Анаксимен объяснял причину различий веществ. Он ут­верждал, что человек и животное произошли из земной слизи.

Представителями механистического материализма были философы более позднего пе­риода (460-370 гг. До н. э. ). По Демокриту мир состоял из бесчисленного множества неде­лимых атомов, расположенных в бесконечном пространстве. Атомы находятся в по­стоян­ном процессе случайного соединения и разъединения. Атомы находятся в случай­ном дви­жении и различны по величине, массе и форме, то тела, появившиеся вследствие скопления атомов, могут быть также различными. Более легкие из них поднялись вверх и образовали огонь и небо, более тяжелые, опустившись, образовали воду и землю, в ко­торых и зароди­лись различные живые существа: рыбы, наземные животные, птицы.

Механизм происхождения живых существ первым пытался истолковать древнегрече­ский философ Эмпедокл (490-430 гг. до н. э.). Развивая мысль Гераклида о первичных эле­ментах, он утверждал, что их смешение создает множество комбинаций, одни из ко­торых - наименее удачные- разрушаются, а другие - гармонирующие сочетания -сохра­няются. Ком­бинации этих элементов и создают органы животных. Соединение органов друг с другом порождает целостные организмы. Примечательной была мысль, что со­хранились в при­роде только жизнеспособные варианты из множества неудачных комбинаций.

Зарождение

биологии как науки связано с деятельностью великого мыслителя из Греции Аристотеля (387-322 гг. до н. э.). В своих капитальных трудах он изложил принципы клас­сификации животных, провел сравнение различных животных по их строению, заложил ос­новы античной эмбриологии.

В работе «О частях животных» приводится мысль о взаимосвязи (корреляции ) орга­нов, о том, что изменение одного органа влечет за собой изменение другого, связанного с ним функциональными отношениями.

В труде «Возникновение животных» Аристотель разработал сравнительно анатоми­че­ский метод и применил его в эмбриологических исследованиях. Он обратил внимание на то, что у разных организмов эмбриогенез (развитие эмбриона ) проходит через после­дователь­ный ряд: в начале закладываются наиболее общие признаки, затем видовые и, наконец, ин­дивидуальные. Обнаружив большое сходство начальных стадий в эмбриоге­незе представи­телей разных групп животных, Аристотель пришел к мысли о возможно­сти единства их происхождения. Этим выводом Аристотель предвосхитил идеи зароды­шевого сходства и эпигенеза (эмбриональных новообразований ), выдвинутые и экспе­риментально обоснован­ные в середине XVIII в.

Таким образом, воззрения античных философов содержали ряд важных элементов эво­лю­ционизма: во-первых, мысль о естественном возникновении живых существ и их из­менении в результате борьбы противоположностей и выживании удачных вариантов, во-вторых, идею ступенчатого усложнения орга­низации живой природы; в-третьих, пред­ставление о целост­ности организма (принцип корреляции) и об эмбриогенезе как про­цессе новообразо­вания.

Отмечая значение античных мыслителей в развитии филосо­фии, Ф. Энгельс писал: « . в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, и процессе воз­ник­новения почти все позднейшие типы мировоззрений».

Последующий период, вплоть до XVI в., для развития эволю­ционной мысли почти ни­чего не дал. В эпоху Возрождения резко усиливается интерес к античной науке и начина­ется на­копление знаний, сыгравших значительную роль в становлении эволюционной идеи.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Интересное по теме

Энергетические ресурсы
Для современной цивилизации в наступившем XXI в. характерно возрастание роли мировой политики и международных отношений, взаимосвязанность и масштабность мировых процессов в экономической, политической, социальной и культурной жизни ...

Экологические движения России
Создана в ноябре 1994 г. на базе Конструктивно-экологического движения России "Кедр", существовавшего с июня 1993 г. Председатель движения и партии - А.А.Панфилов. В политической сфере придерживается умеренно либеральных принц ...