Экология: миф и реальность

Значение экологии неизмеримо выросло во второй половине двадцатого века, так как произошло фоновое загрязнение природы промышленными выбросами, отходами и продуктами агрохимии. Вследствие неблагоприятного воздействия на окружающую среду в значительной мере уменьшилось видовое разнообразие как флоры, так и фауны. Безвозвратно исчезают хрупкие индивидуумы животных и растений, многие из них занесены в Красную книгу, так как в природе резко уменьшилось их количество.


Религиозные взгляды на жизнь.

Когда капитан корабля «Бигль» Р. Фиц-Рой, с которым Дарвин совершил свое зна­менитое кругосветное путе­шествие, рьяно выступил против основного вывода эволюци­он­ной тео­рии, отстаивая несомненность библей­ского сказания о сотворении мира, Дар­вин сказал: «Жаль, что он не предложил своей теории, по которой мас­тодонт и прочие крупные живот­ные вымерли по той причине, что дверь в ковчеге Ноя была сделана слишком узкой, чтобы они могли пролезть туда».

Повседневно мы наблюдаем, что все живые существа возникают путем рождения от себе подобных: человек родится от человека, теленок — от коровы, цыпленок вы­лупля­ется из того яйца, которое снесла курица, рыбы раз­виваются из отложенной такими же рыбами икры, рас­тения вырастают из семян, которые созрели на таких же растениях. Но так не могло быть всегда, извечно. Наша планета Земля имеет свое начало, она когда-то воз­никла. Откуда же появились на ней прародители .всех животных и растений?

Согласно религиозным представлениям все разнооб­разные живые существа были первона­чально созданы бо­гом. Вследствие этого творческого акта божества на Земле сразу, в гото­вом виде, возникли все прародители (тех животных и растений, которые сейчас населяют нашу планету. Особым творческим актом был якобы соз­дан и первый человек, от которого пошли все люди на Земле.

В частности, согласно священной книге евреев и хри­стиан — библии — бог создал весь мир в шесть дней, при­чем на третий день им были сотворены растения, на пя­тый — рыбы и птицы, а на шестой — звери и, нако­нец, — люди: сперва мужчина, а потом жен­щина. Пер­вого чело­века, Адама, бог слепил из безжизненного мате­риала, глины и затем вдунул в него душу , от чего он и стал живым.

Изучение истории религии показывает, что эти наив­ные сказки о внезапном возник­новении животных и рас­тений во вполне готовом, организованном виде покоятся на не­вежествен­ном, некритическом истолковании по­верх­ностных наблюдений окружающей нас природы.

На этой основе в течение многих веков существовало убеждение, что Земля является пло­ской и неподвижной и что Солнце обращается вокруг нее, подымаясь на востоке и скрыва­ясь в море или за горами на западе. Такого же рода поверхностные наблюдения нередко внушали чело­веку мысль, что различные живые существа, как, напри­мер, насе­комые, черви, а иной раз даже рыбы, птицы и мыши, могут не только рождаться от себе подоб­ных, но и непосредственно возникать сами собой, самозарождаться из ила, навоза, земли и других безжизнен­ных материа­лов. Всюду, где человек сталкивался с внезапным и мас­совым появ­лением живых существ, он рас­сматривал его как самозарождение жизни. Ведь и сейчас ино­гда неве­жественный человек убежден в том, что черви зарожда­ются в навозе и гниющем мясе, а различные паразиты в домашнем быту возникают сами собой из отбросов, грязи и нечистот. От его поверхностного наблюдения усколь­зает то обстоятельство, что грязь и от­бросы являются лишь тем местом, гнездом, куда паразиты откладывают свои яички, из ко­торых затем и раз­вивается новое поко­ление живых су­ществ.

Древние учения Индии, Вавилона и Египта рассказы­вают о таком внезапном зарожде­нии червей, мух и жу­ков из навоза и грязи, вшей из человеческого пота, лягушек, змей, мышей и крокодилов из грязи Нила, светля­ков из искр догорающих костров. Эти сказа­ния о самоза­рожде­нии связывались в указанных учениях с религи­озными легендами и преданиями. Вне­запное возникновение жи­вых существ объяснялось лишь как частный случай про­явления творческой воли богов или демонов.

Перейти на страницу: 1 2 

Интересное по теме

Правовая охрана окружающей природной среды в городах
Современный город — большой социальный организм, включающий комплекс эколого-экономических, географических, архитектурно-строительных, культурно-бытовых особенностей. Такие особенности естественных и экономических факторов, действующих в г ...

Разработка и обоснование применения очистных сооружений для очистки цианистых сточных вод гальваничеРазработка и обоснование применения очистных сооружений для очистки цианистых сточных вод гальваниче
На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно ст ...