Экология: миф и реальность

Значение экологии неизмеримо выросло во второй половине двадцатого века, так как произошло фоновое загрязнение природы промышленными выбросами, отходами и продуктами агрохимии. Вследствие неблагоприятного воздействия на окружающую среду в значительной мере уменьшилось видовое разнообразие как флоры, так и фауны. Безвозвратно исчезают хрупкие индивидуумы животных и растений, многие из них занесены в Красную книгу, так как в природе резко уменьшилось их количество.


Философские мысли о возникновении жизни.

Древнегреческие философы Милетской школы (VIII-VI вв. до н. э.) принимали идею воз­никновения живых существ из воды либо из различных влажных или гниющих мате­риалов, что было результатом непосредственного влияния вавилонской культуры. Но еще Фалес (624-547 гг. до н. э.) оспаривал ми­фологические представления и создал сти­хийно-материа­листическое мировоз­зрение с элементами диалектики.

Соглас­но Фалесу и его последовате­лям, возник­новение живых существ из воды про­изошло без какого-либо вмешательств ду­ховных сил; жизнь есть свойство материи. А. И. Опарин обоснованно отме­чает, что фило­софские взгляды Милетской школы «содержат зачатки всех кон­цепций по вопросу проис­хождения жиз­ни, которые впоследствии будут развиты более детально».

Яркое материалистическое развитие идеи самозарождения живых существ осуществ­ля­ется позже в трудах Демокри­та (460-370 гг. до н. э.) и Эпикура (341-270 гг. до н. э.). По мне­нию этих фи­лософов, возникновение живых существ -естественный процесс, резуль­тат при­родных сил, а не «акта творения» внеш­них сил.

Идеи Платона (427-347 гг. до н. э.) о двойственности мира - первичном мире идей и вто­ричном, материальном, мире -сыграли отрицательную роль в развитии взглядов на возник­новение жизни. Даже такой разносторонний и самобытный фи­лософ, как Аристо­тель (384—322 гг. до н. э.), который колебался между идеализ­мом и материализмом, признавал бога за высшую форму и перводвигатель.

Со­гласно Аристотелю, организмы могут происходить от организмов, но вместе с тем могут возникать и от неживой мате­рии. Он считает, что мате­рия лишь пас­сивное начало, возможность, которая может осуществиться только через опре­деленную форму. Бытие содержит вну­треннюю цель развития (энтелехию). По Аристотелю, именно энтелехия как це­леустремленная внутренняя сущность вдыхает жизнь в материю. Взгляды Ари­сто­теля почти на 2000 лет определяют судьбу идеи о самозарождении жизни, которая стано­вится предметом ряда идеалистических и мистических тракта­тов.

Интересное по теме

Агидель в опасности
..Бежит среди гор веселая река Белая, давая благословенный приют на своих берегах травам и деревьям, зверям и птицам, пчелам и рыбам, жителям сел и деревень. Радуя приезжающих сюда невероятной чистотой воды. Делая их чище. Неся эту чистую ...

Термальное загрязнение
Вода - важнейший минерал на Земле, который нельзя заменить никаким другим веществом. Она составляет большую часть любых организмов, как растительных, так и животных, в частности, у человека на её долю приходится 60-80% массы тел ...